В Госдуме предложили наказывать россиян за нейросетевые видео без маркировки
Депутаты хотят регулировать распространение контента, созданного с использованием ИИ. Для этого предлагается ввести обязательную маркировку видео надписью «Создано с использованием искусственного интеллекта» или «Сгенерировано ИИ». Кроме того, в метаданных видеофайла должна будет содержаться специальная метка с техническими сведениями, датой создания метки и идентификатором владельца онлайн-платформы. Эта метка должна сохраняться при копировании, скачивании или другом использовании видео. За отсутствие обязательной маркировки будут штрафы: для граждан в размере от 10 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей, для юрлиц — от 200 до 500 тысяч рублей. Внесённый на рассмотрение закон коснётся всех владельцев соцсетей, видеохостингов и иных сайтов, используемых для распространения видеоматериалов.
В Госдуме предложили наказывать россиян за нейросетевые видео без маркировки. Депутаты хотят регулировать распространение контента, созданного с использованием ИИ. Для этого предлагается ввести обязательную маркировку видео надписью «Создано с использованием искусственного интеллекта» или «Сгенерировано ИИ». Кроме того, в метаданных видеофайла должна будет содержаться специальная метка с техническими сведениями, датой создания метки и идентификатором владельца онлайн-платформы. Эта метка должна сохраняться при копировании, скачивании или другом использовании видео. За отсутствие обязательной маркировки будут штрафы: для граждан в размере от 10 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей, для юрлиц — от 200 до 500 тысяч рублей. Внесённый на рассмотрение закон коснётся всех владельцев соцсетей, видеохостингов и иных сайтов, используемых для распространения видеоматериалов.
Данная инициатива направлена на повышение прозрачности и предотвращение возможного злоупотребления технологиями искусственного интеллекта в создании и распространении видеоконтента. Одной из основных причин введения таких мер является растущая обеспокоенность общества по поводу возможности создания дипфейков и другого вводящего в заблуждение контента, который может быть использован для дезинформации, манипуляций общественным мнением или нанесения ущерба репутации отдельных лиц и организаций.
Разработчики законопроекта подчеркивают, что маркировка не является полным запретом на использование ИИ в видеопроизводстве, а лишь призван информировать зрителя о происхождении контента. Это позволит пользователям критически оценивать увиденное и отличать реальные события от сгенерированных изображений и видео. Например, если кто-то увидит новостной ролик с участием политика, произносящего спорные заявления, и такая маркировка будет отсутствовать, это может вызвать ложное представление о действительности. Наличие же маркировки «Сгенерировано ИИ» сразу же поставит под сомнение достоверность сказанного и побудит к дальнейшей проверке информации.
Технические детали предлагаемой маркировки также вызывают особый интерес. Включение специальных меток в метаданные видеофайла предусматривает наличие не только идентификатора владельца платформы, но и даты создания самой метки. Это важно для отслеживания происхождения контента и определения ответственности в случае его дальнейшего распространения или модификации. Сохранение этой метки при любых действиях с файлом (копирование, скачивание, загрузка на другие платформы) является ключевым элементом для обеспечения действенности системы. Представьте, что видео, сгенерированное на одной платформе, попадает на другую. Если метка сохраняется, то и вторая платформа будет обязана отобразить информацию о происхождении контента, либо может быть привлечена к ответственности за её отсутствие.
Размер штрафов также отражает серьезность подхода законодателей к данному вопросу. Суммы штрафов варьируются в зависимости от категории нарушителя, что соответствует практике регулирования в других сферах. Для физических лиц, которые могут неосознанно или намеренно нарушить требования, предусмотрены относительно небольшие суммы. Однако для должностных лиц и юридических лиц, которые несут большую ответственность за контент, распространяемый на их ресурсах, штрафы значительно выше, что стимулирует их к созданию надежных механизмов контроля и маркировки.
Важно отметить, что закон будет распространяться на широкий спектр онлайн-платформ. Это означает, что владельцы социальных сетей, таких как ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, а также видеохостингов, например, YouTube (если его деятельность будет регулироваться в рамках российского законодательства), и любых других сайтов, где пользователи могут загружать и делиться видеоматериалами, должны будут внедрить соответствующие технические решения для идентификации и маркировки ИИ-контента.
Эксперты отмечают, что внедрение такой системы потребует значительных усилий со стороны IT-компаний. Необходимо будет разработать алгоритмы для автоматического определения контента, созданного с помощью ИИ, а также внедрить механизмы для добавления и сохранения необходимых метаданных. Это может включать использование специальных программных инструментов, интеграцию с популярными сервисами генерации контента и обучение персонала для контроля за соблюдением новых правил.
Некоторые опасения высказываются относительно сложности точного определения контента, сгенерированного ИИ, особенно с развитием технологий, которые делают такие видео все более реалистичными. Существует риск ложных срабатываний, когда обычные видео могут быть ошибочно помечены как сгенерированные. Однако, предполагается, что со временем алгоритмы будут совершенствоваться, а в случае спорных ситуаций может быть предусмотрен механизм апелляции или ручной проверки.
В целом, законодательная инициатива в Госдуме является важным шагом в попытке адаптировать правовое поле к стремительному развитию технологий искусственного интеллекта. Цель – не ограничить творчество и инновации, а создать безопасную и прозрачную информационную среду для всех граждан, где каждый имеет возможность осознанно воспринимать потребляемый контент.
