
Утильсбор на автомобили из Казахстана: внезапные доплаты и их последствия
Владельцев десятков тысяч авто, ввезённых в Россию за последний год, обязали доплатить утильсбор: с некоторых требуют до 3,5 миллионов рублей. С весны 2024 года в Россию ввезли более 30 тысяч автомобилей Hyundai, Kia и Skoda казахстанской сборки в рамках ЕАЭС. Они были произведены в особой экономической зоне, поэтому владельцы при ввозе платили только «коммерческий» утильсбор от 667 тысяч до 1,9 миллиона рублей. Однако с октября ФТС начала массово требовать доплаты — от 750 тысяч до 3,5 миллионов рублей. Своё решение таможня объяснила тем, что у автомобилей из Казахстана есть импортная декларация. В случае неуплаты владельцам грозит аннулирование ЭПТС. Казахстанская сторона отстранилась от проблемы, заявив, что действия ФТС не входят в их компетенцию. При этом суд встал на сторону таможни и обязал автомобилистов доплатить миллионные суммы и пени.
Владельцев десятков тысяч авто, ввезённых в Россию за последний год, обязали доплатить утильсбор: с некоторых требуют до 3,5 миллионов рублей. С весны 2024 года в Россию ввезли более 30 тысяч автомобилей Hyundai, Kia и Skoda казахстанской сборки в рамках ЕАЭС. Эти машины, произведённые в особой экономической зоне Казахстана, ранее позволяли владельцам при ввозе платить лишь так называемый «коммерческий» утильсбор, ставка которого варьировалась от 667 тысяч до 1,9 миллиона рублей. Однако с октября текущего года Федеральная таможенная служба (ФТС) начала проводить массовые проверки и предъявлять требования о доплате. Суммы этих дополнительных сборов оказались весьма значительными, достигая от 750 тысяч до колоссальных 3,5 миллионов рублей за один автомобиль.
Своё решение ФТС объяснила наличием у автомобилей, ввезённых из Казахстана, импортной декларации. По мнению таможни, это свидетельствует о том, что данные транспортные средства не были произведены на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в соответствии с установленными правилами, а являются импортированными из третьих стран с последующей «легализацией» через Казахстан. Иными словами, ФТС считает, что эти автомобили не подпадают под льготные тарифы, предусмотренные для товаров, произведённых внутри ЕАЭС, и должны облагаться полным размером утилизационного сбора, как если бы они были ввезены напрямую из-за пределов союза.
Последствия неуплаты таких внезапно начисленных сумм оказались весьма серьёзными. Владельцам грозит не только принудительное взыскание задолженности, но и аннулирование электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). Аннулирование ЭПТС означает, что автомобиль фактически становится нелегальным для эксплуатации на территории России, его невозможно будет поставить на учёт, продать или застраховать. Это ставит под удар всю стоимость автомобиля и делает его дальнейшее использование крайне проблематичным.
Казахстанская сторона, как сообщается, отстранилась от решения данной проблемы. Представители уполномоченных органов Казахстана заявили, что действия российской ФТС и их интерпретация правил взимания утильсбора не входят в их компетенцию. По их мнению, решение о применении тех или иных правил и ставок утилизационного сбора на территории России является прерогативой российских властей. Такая позиция оставила российских автовладельцев один на один с требованиями ФТС.
Ситуация усугубилась тем, что суды в России начали вставать на сторону таможни. Многочисленные иски, поданные ФТС против автовладельцев, были удовлетворены. Судебные решения обязывают автомобилистов выплачивать не только миллионные суммы доплаты утильсбора, но и пени за просрочку платежей, что ещё больше увеличивает финансовую нагрузку на владельцев. Это создаёт прецедент и указывает на то, что подобная практика может стать повсеместной для автомобилей, ввезённых по аналогичным схемам.
Для многих из этих автовладельцев покупка автомобиля из Казахстана была обусловлена желанием приобрести более доступный вариант, чем аналогичные модели, официально поставляемые на российский рынок. Они рассчитывали на более низкую стоимость владения, включая таможенные платежи и утильсбор, в рамках ЕАЭС. Однако внезапное изменение позиции ФТС и требование значительных доплат полностью перечеркнуло эти ожидания. Многие оказались в ситуации, когда стоимость владения автомобилем превысила его первоначальную цену, а сам автомобиль стал источником серьёзных финансовых проблем.
Эксперты отмечают, что данная ситуация является следствием недостаточного контроля и пробелов в законодательстве, которые позволили использовать лазейки в таможенном законодательстве ЕАЭС. Очевидно, что такая практика была направлена на обход более высоких ставок утильсбора, действующих для автомобилей, импортируемых из стран, не входящих в ЕАЭС. Однако ФТС, по всей видимости, решила пресечь подобные схемы, интерпретировав правила таким образом, чтобы максимизировать поступления в бюджет и, возможно, стимулировать покупку автомобилей, официально импортируемых в Россию.
В сложившейся ситуации владельцы автомобилей, ввезённых из Казахстана, оказались в крайне уязвимом положении. Им приходится либо нести огромные финансовые потери, либо рисковать потерей автомобиля из-за невозможности легализации. Многие из них обращаются за юридической помощью, пытаясь оспорить решения ФТС и судебные вердикты, однако пока практика складывается не в их пользу. Эта история служит наглядным примером того, как изменения в законодательстве и его интерпретации могут радикально повлиять на жизни тысяч людей и привести к неожиданным и значительным финансовым последствиям.


