Удар Украины по танкерам у Турции может повысить цены на нефть
Атаки украинских катеров-камикадзе на танкеры у Босфора и повреждение терминала в Новороссийске создают серьезные риски для мирового рынка нефти. Эксперт предупреждает о потенциальном росте цен.
Что произошло?
- В Черном море атакованы два танкера с российской нефтью. Точные обстоятельства атак и степень повреждений уточняются, но сам факт нападения уже вызывает беспокойство. Эти инциденты, произошедшие в стратегически важном регионе, напрямую влияют на логистику поставок нефти.
- Поврежден морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске, через который проходит около 70 млн тонн нефти в год. Ремонтные работы на терминале могут занять продолжительное время, что приведет к снижению объемов экспорта.
Почему это важно для цен на нефть?
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков выделяет несколько ключевых факторов:
- Сокращение предложения: Уже сейчас уменьшился экспорт казахстанской нефти, 80% которой идет через КТК. «Это может здесь и сейчас уменьшить предложение на мировом рынке». Казахстанская нефть, транспортируемая через КТК, является важным компонентом мирового рынка. Снижение поставок из-за повреждения терминала незамедлительно сказывается на ценах. Например, если поставки сократятся на 10%, цены могут вырасти на 2-3%, в зависимости от текущей ситуации на рынке и других факторов, таких как спрос и запасы.
- Хрупкий баланс: Мировой рынок крайне чувствителен. Даже небольшие перебои способны подтолкнуть цены вверх. Нефтяной рынок подвержен влиянию множества факторов, включая геополитические события, сезонный спрос и решения ОПЕК+. Небольшие изменения в поставках или логистике могут вызвать резкие колебания цен. К примеру, новость о задержке поставок из-за шторма в Северном море может мгновенно поднять цены на несколько процентов.
- Логистические издержки: Удары по танкерам ведут к удорожанию перевозок. «Собственники танкеров и страховые компании будут повышать стоимость своих услуг». Страховые компании, оценивая риски, будут закладывать повышенные тарифы в стоимость страховок танкеров, проходящих через опасные районы. Это напрямую увеличит стоимость транспортировки нефти. Кроме того, владельцы танкеров могут потребовать более высокую плату за риск, что также скажется на конечной цене. Например, страховка одного танкера может вырасти на 10-20% в зависимости от степени риска и маршрута.
- Если атаки продолжатся, Москве придется перестраивать логистику, что временно сократит экспортные поставки. Поиск альтернативных маршрутов и перенаправление потоков нефти требует времени и дополнительных затрат. Это может привести к задержкам поставок и, как следствие, к росту цен. К примеру, перенаправление нефти через другие порты, такие как порты Балтийского моря, может увеличить плечо доставки, что также скажется на стоимости.
- Геополитический фактор: Инциденты в Черном море и у Босфора происходят на фоне напряженности в регионе. Любые эскалации могут усугубить ситуацию, увеличивая неопределенность и риски для поставок нефти. Это может привести к спекуляциям на рынке и дальнейшему росту цен.
- Влияние на другие рынки: Рост цен на нефть может оказать влияние на другие рынки, такие как рынок нефтепродуктов, а также привести к росту инфляции в целом. Это может негативно сказаться на экономике стран-импортеров нефти.
«Оба инцидента связаны друг с другом, — резюмирует Юшков. — И оба будут толкать цены на нефть вверх».
Подписаться на https://lenta-novosti-rossii.ru/ в 📱| Читать нас в MAX
