До 19,7% сократилась доля педагогов моложе 35 лет в Саратовской области. Об этом сообщил «МК в Саратове» со ссылкой на региональное министерство образования. Десять лет назад, в 2015–2016 учебном году, доля молодых учителей была ещё меньше — 12%. Затем начался рост. К 2019–2020 году в регионе работало 21,2% преподавателей до 35 лет. Однако затем показатель снова начал снижаться. В 2021–2022 году — до 20,7%, а в 2023–2024 году — до 20%. Сейчас больше всего молодых преподавателей работают в Саратове (29,1% от педагогического состава города), Энгельсском (21%) и Балаковском (24%) районах.
Эта тенденция вызывает серьёзную озабоченность среди представителей образовательного сообщества и региональных властей, поскольку приток свежих кадров критически важен для модернизации учебного процесса и внедрения новых методик. Снижение доли молодёжи может указывать на системные проблемы, мотивирующие выпускников педагогических вузов и молодых специалистов искать работу в других сферах или регионах.
Аналитики отмечают, что, несмотря на усилия министерства по привлечению молодых специалистов, включая различные программы поддержки, например, «Земский учитель» или региональные выплаты для молодых специалистов, эффект оказался временным. Например, в 2017-2019 годах наблюдался пик интереса, связанный с увеличением стартовых окладов и предоставлением служебного жилья в некоторых муниципалитетах, однако после завершения пилотных программ отток кадров возобновился.
Наиболее низкие показатели фиксируются в ряде сельских районов области, где инфраструктурные проблемы и удаленность от крупных центров усугубляют ситуацию. В некоторых малых районах доля педагогов до 35 лет не превышает 10-12%. Например, в Пугачёвском и Хвалынском районах, несмотря на активную работу по привлечению, удержать молодых специалистов крайне сложно из-за отсутствия развитой социальной инфраструктуры и ограниченных возможностей для карьерного роста вне школы.
Эксперты связывают текущее положение дел с несколькими ключевыми факторами. Во-первых, это уровень заработной платы, который, несмотря на повышение, остаётся недостаточно конкурентоспособным по сравнению с частным сектором, особенно для специалистов с высшим профильным образованием. Во-вторых, высокая бюрократическая нагрузка и отчётность, которые часто ложатся на плечи молодых учителей, отнимая время от непосредственной педагогической деятельности. В-третьих, недостаточная поддержка молодых специалистов в первые годы работы, отсутствие эффективных наставнических программ, способных помочь адаптироваться к сложным условиям школьной жизни.
Министерство образования Саратовской области планирует в следующем учебном году запустить пилотный проект по менторству, где опытные педагоги будут получать доплату за кураторство над новичками в течение двух лет. Цель — стабилизировать ситуацию и вернуть долю молодых специалистов к уровню 21-22%.
#городСаратов новости Как думаете, почему молодые преподаватели не идут работать в школу? Делитесь мнением в комментариях. Читайте нас в MAX. Подписаться на канал
