Как распознать телефонных мошенников: признаки и советы
Несколько ключевых признаков сразу выдают телефонных мошенников, рассказал «РГ» доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.
В их числе — агрессивный стиль общения и срочность. По словам эксперта, мошенники часто создают искусственное ощущение чрезвычайной ситуации. Они могут говорить о «срочном долге», «немедленном аресте счетов» или «блокировке ИНН», чтобы люди действовали быстро, не успев подумать. Щербаченко обратил внимание, что настоящие госорганы работают в официальном, деловом ключе и направляют уведомления в первую очередь письменно.
Еще один маркер мошенничества — запрос любых кодов, паролей и данных карт. «Сотрудник ни одного ведомства никогда и ни при каких обстоятельствах не будет запрашивать по телефону коды из СМС, особенно для подтверждения операций, реквизиты банковских карт, пароли от личных кабинетов в банках или от портала госуслуг», — подчеркнул эксперт.
Несколько ключевых признаков сразу выдают телефонных мошенников, рассказал «РГ» доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.
В их числе — агрессивный стиль общения и срочность. По словам эксперта, мошенники часто создают искусственное ощущение чрезвычайной ситуации. Они могут говорить о «срочном долге», «немедленном аресте счетов» или «блокировке ИНН», чтобы люди действовали быстро, не успев подумать. Щербаченко обратил внимание, что настоящие госорганы работают в официальном, деловом ключе и направляют уведомления в первую очередь письменно. Например, если речь идет о налоговой задолженности, то соответствующее уведомление придет по почте или будет доступно в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы. Банковские организации также не будут звонить клиентам с требованием немедленно погасить кредит под угрозой блокировки всех средств, а уведомят о просрочке через SMS или в мобильном приложении.
Еще один маркер мошенничества — запрос любых кодов, паролей и данных карт. «Сотрудник ни одного ведомства никогда и ни при каких обстоятельствах не будет запрашивать по телефону коды из СМС, особенно для подтверждения операций, реквизиты банковских карт, пароли от личных кабинетов в банках или от портала госуслуг», — подчеркнул эксперт. Он пояснил, что подобные запросы являются классическим способом получения доступа к вашим деньгам или персональным данным. Мошенники могут представляться сотрудниками Центрального банка, МВД, ФСБ или даже сотрудниками службы безопасности вашего банка, утверждая, что на вас совершается попытка взлома или вывод средств. Они будут настаивать на том, чтобы вы самостоятельно перевели деньги на «безопасный счет», который на самом деле принадлежит им, или сообщили им CVC/CVV-код с обратной стороны карты, срок действия и номер карты. Также стоит насторожиться, если звонящий просит установить какое-либо приложение на телефон, якобы для защиты или проверки. Часто такие программы дают злоумышленникам полный контроль над вашим устройством.
Важно помнить, что любые официальные учреждения всегда будут использовать только проверенные каналы связи и никогда не будут требовать от вас совершения каких-либо финансовых операций или предоставления конфиденциальной информации по телефону. В случае сомнений всегда лучше положить трубку и самостоятельно перезвонить в организацию по официальному номеру телефона, который можно найти на их сайте или в договоре. Не поддавайтесь давлению и не спешите. Трезвый анализ ситуации и проверка информации – лучшие способы защиты от мошенников.
