ЕГЭ по искусственному интеллекту: новое предложение и реальность
Новое предложение из Общественной палаты — ввести Единый госэкзамен по искусственному интеллекту. Такую инициативу высказал заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. Идея вызвала широкий резонанс в образовательном сообществе, поскольку искусственный интеллект (ИИ) стремительно проникает во все сферы жизни, и подготовка специалистов в этой области становится все более актуальной.
В Рособрнадзоре сразу отреагировали: «Появление в России единого государственного экзамена по искусственному интеллекту пока невозможно из-за отсутствия федеральных рабочих программ по этому предмету». Это означает, что для полноценного внедрения такого экзамена необходимо разработать четкие образовательные стандарты, учебные планы и методические материалы, которые бы охватывали весь спектр знаний и навыков, необходимых в области ИИ. Отсутствие таких программ является существенным препятствием для стандартизированной оценки знаний.
В ведомстве уточнили также, что в ЕГЭ по информатике входят задания, связанные с алгоритмами анализа данных, которые лежат в основе методов и средств искусственного интеллекта. Это говорит о том, что определенные элементы ИИ уже интегрированы в существующую систему оценки знаний. Однако, как подчеркивают эксперты, текущий уровень интеграции может быть недостаточным для полноценной проверки компетенций в области ИИ, учитывая стремительное развитие этой сферы.
«Как говорят нам интернет-справочники, «искусственный интеллект — это раздел компьютерных наук». Поэтому, с одной стороны, было бы логично изучать его и проверять знания в составе информатики, — прокомментировал «РГ» инициативу доцент факультета прикладной математики и компьютерных наук МАИ и ФКН ВШЭ, технический руководитель Лаборатории ИИ Школы дизайна ВШЭ Дмитрий Сошников. — С другой стороны, сейчас есть два способа заставить компьютер что-то делать: программирование и машинное обучение. И важность машинного обучения за последние годы сильно выросла. Поэтому выделение его в отдельный предмет (на стыке математики и информатики) возможно в перспективе и оправдано. Что мне кажется немного опасным, так это попытки угнаться за модными тенденциями вроде промпт-инжиниринга и экзаменовать такого рода навыки. На мой взгляд, они не являются достаточно фундаментальными для отдельного экзамена или дисциплины, а скорее должны рассматриваться как метапредметные навыки. Кроме того, в этой сфере все меняется очень быстро, так что к моменту утверждения экзамена он может уже устареть».
Дмитрий Сошников подчеркивает, что ИИ, будучи разделом компьютерных наук, тесно связан с информатикой. Однако, он выделяет машинное обучение как ключевое направление, которое получило значительное развитие и может претендовать на статус отдельной учебной дисциплины, находящейся на пересечении математики и информатики. Эксперт также выражает опасения относительно включения в экзамен таких направлений, как промпт-инжиниринг, которые, по его мнению, слишком изменчивы и не обладают достаточной фундаментальностью для формирования отдельного экзаменационного блока. Вместо этого, они могли бы рассматриваться как метапредметные навыки, развиваемые в рамках более широкого обучения. Скорость развития технологий ИИ вызывает дополнительное беспокойство: существует риск, что к моменту разработки и внедрения экзамена, его содержание может стать неактуальным.
Предложение Общественной палаты, таким образом, ставит перед образовательной системой важные вопросы о том, как наилучшим образом структурировать и оценивать знания в столь динамично развивающейся области. Необходимо найти баланс между интеграцией ИИ в существующие дисциплины и выделением его ключевых направлений в качестве самостоятельных образовательных блоков, а также учитывать скорость технологических изменений при разработке любых форматов экзаменов.
Фото: Сергей Куксин / РГ
Подписаться на https://lenta-novosti-rossii.ru/ | Читать нас в MAX
