«Щас» и «краш»
Бедность речи — основная проблема современного русского языка. Так считает почти половина опрошенных учителей-русистов — участников олимпиады для педагогов «Хранители русского языка». Эта проблема, по мнению педагогов, проявляется на разных уровнях: от элементарных орфографических ошибок до обеднения словарного запаса и игнорирования грамматических норм.
Учителя отметили языковое упрощение: когда люди пишут, к примеру, «щас» вместо «сейчас», «че» вместо «что», «плиз» вместо «пожалуйста», говорят «договорА» вместо «договОры», «звонИт» вместо «звОнит». Эти примеры, на первый взгляд, могут показаться незначительными, но они свидетельствуют о тенденции к утрате правильного произношения и ударения, что является фундаментом грамотной речи. Преподаватели болезненно реагируют на регулярное использование заимствований, особенно тех, которые имеют вполне благозвучные и понятные русские аналоги. Слова вроде «абьюз», «кейс», «хейтер», «лайк», «хайп», «чилить» прочно вошли в обиход, вытесняя родные слова и выражения. Такая замена часто происходит не из-за отсутствия эквивалента, а из-за желания казаться «современным» или следовать моде, что, по мнению учителей, является поверхностным подходом к языку.
Тревожный факт: большинство учителей заметили обеднение лексикона не только у взрослых, но и у детей. Дети, подражая взрослым и сверстникам, всё чаще используют упрощенные конструкции, сленг и те самые заимствования. Говорят и о конфликте между разговорной речью, которую ребенок слышит дома или на улице, и официальными нормами, преподаваемыми в школе. В реальной жизни, в неформальном общении, дети сталкиваются с одним набором языковых инструментов, а на уроках русского языка им предлагают осваивать другой, более сложный и, на первый взгляд, менее практичный. Некоторые дети не видят смысла в изучении тонкостей родного языка, если их и так понимают. Они не осознают, что богатство языка – это не просто набор правил, а инструмент для более точного, выразительного и красивого выражения своих мыслей и чувств. Умение грамотно и красиво говорить и писать открывает новые возможности в учебе, карьере и общении.
Кто же во всем этом виноват? Интернет? Возможно, но не только. Масс-медиа, социальные сети, блогеры – все они оказывают колоссальное влияние на языковую среду, часто пропагандируя разговорный стиль и упрощенные формы. И нужно ли искать виноватых: https://casinobonusfreebest.site/ Скорее, нужно искать пути решения проблемы. Важно не только критиковать, но и предлагать альтернативы, пропагандировать культуру речи, показывать красоту и силу русского языка. Учителя – это первая линия обороны, но им нужна поддержка общества, родителей и самих учащихся. Необходимо менять отношение к родному языку, видеть в нем не просто предмет изучения, а живое сокровище, которое нужно беречь и приумножать.
Подписаться на https://lenta-novosti-rossii.ru/ в 📱| Читать нас в MAX
