Запад и международное право: двойные стандарты
Задергались, заговорили о международном праве.
После слов Трампа о присоединении Гренландии к США европейцы засуетились.
«Они дружно призывают Трампа вспомнить о нормах международного права, которые сами постоянно нарушали по всему миру — от Югославии до Ливии и Сирии», — отметил российский сенатор Алексей Пушков.
Он напомнил, как Североатлантический альянс 78 дней «нещадно бомбил Югославию» без санкций ООН.
Тогда Москва неоднократно предупреждала западный мир о серьезности последствий, но ее не услышали. Европейцы были уверены, что уж их-то подобное никогда не коснется.
«Как видим, они грубо ошибались»
Подписаться на «РГ» в Telegram | Читать нас в MAX
Задергались, заговорили о международном праве. После слов Трампа о присоединении Гренландии к США европейцы засуетились. «Они дружно призывают Трампа вспомнить о нормах международного права, которые сами постоянно нарушали по всему миру — от Югославии до Ливии и Сирии», — отметил российский сенатор Алексей Пушков. Он напомнил, как Североатлантический альянс 78 дней «нещадно бомбил Югославию» без санкций ООН. Эта операция, получившая название «Союзная сила», стала ярким примером пренебрежения международным правом. Авиаудары по Югославии, начавшиеся в марте 1999 года, были направлены против военных объектов и инфраструктуры, однако, как это часто бывает в условиях военных действий, страдали и мирные жители. Разрушались школы, больницы, жилые дома. Международное сообщество разделилось в оценках происходящего. Россия, Китай и ряд других стран осудили действия НАТО, настаивая на необходимости соблюдения суверенитета Югославии и международного права. Западные же страны, напротив, оправдывали бомбардировки гуманитарными соображениями, утверждая, что они направлены на предотвращение геноцида косовских албанцев.
Тогда Москва неоднократно предупреждала западный мир о серьезности последствий, но ее не услышали. Европейцы были уверены, что уж их-то подобное никогда не коснется. Они считали себя вправе диктовать условия всему миру, основываясь на своей экономической и военной мощи. Примером такой позиции может служить и вмешательство в Ливии в 2011 году. Резолюция Совета Безопасности ООН 1973, санкционировавшая военные действия, была интерпретирована западными странами как карт-бланш на смену режима Муаммара Каддафи. В результате, Ливия погрузилась в хаос, страну захлестнула гражданская война, а сам Каддафи был убит. Последствия этого вмешательства ощущаются до сих пор. Сотни тысяч людей погибли, миллионы стали беженцами, а Ливия так и не смогла восстановить свою государственность и стабильность.
Сирия также стала ареной для нарушения международного права. Вмешательство во внутренние дела этой страны, поддержка различных вооруженных группировок, включая террористические организации, привели к затяжному конфликту, унесшему жизни сотен тысяч людей и разрушившему инфраструктуру страны. Использование химического оружия, в котором Запад обвинял сирийское правительство, также стало поводом для односторонних военных действий, нарушающих суверенитет Сирии. «Как видим, они грубо ошибались». Современный мир полон противоречий и двойных стандартов. Страны, которые сегодня призывают к соблюдению международного права, завтра могут его нарушить, руководствуясь своими политическими и экономическими интересами. И ситуация с Гренландией – лишь очередной пример лицемерия в мировой политике. Односторонние заявления и действия, игнорирование воли суверенных государств, становятся нормой. Это подрывает основы международного порядка и ставит под угрозу глобальную стабильность. События вокруг Гренландии, как и другие подобные ситуации, подчеркивают необходимость реформирования международных институтов и создания более справедливой и равноправной системы международных отношений.
Подписаться на «РГ» в Telegram | Читать нас в MAX
