Армения срочно просит Россию восстановить железнодорожные пути к границам Азербайджана и Турции
Армения обратилась к России с просьбой в срочном порядке восстановить железнодорожные пути, ведущие к границам Азербайджана и Турции. Премьер-министр Никол Пашинян в ходе встречи с российскими коллегами в Москве подчеркнул необходимость немедленного восстановления трех ключевых участков:
- От Ерасха до азербайджанской границы
- От Ахурика до турецкой границы
- Участок Иджеван — Газах
«Я попросил наших партнеров из России в срочном порядке заняться полным восстановлением железных дорог на указанных участках», — заявил Пашинян.
Железнодорожные пути в Армении находятся в концессионном управлении компании «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД), созданной в 2008 году по соглашению между РЖД и правительством Армении. Договор, подписанный 13 февраля 2008 года, предусматривал передачу управления железными дорогами на условиях долгосрочной аренды с возможностью последующего выкупа.
По данным ЮКЖД, на 2023 год более 30% участков железных дорог Армении находится в аварийном состоянии, что требует срочного инвестиционного вмешательства. Неисправности на этих линиях могут привести к перебоям в грузопотоках, негативно сказываясь на экономике, особенно в сельском хозяйстве и торговле.
Особую остроту ситуация обрела на участке Иджеван — Газах, который критически важен для армянской инфраструктуры и возможных движений по линии раздела сил. Экспорт армянских продуктов, таких как виноград и овощи, зависит от своевременной доставки на рынки Азербайджана и Турции.
Российская сторона выразила готовность предоставить техническую поддержку и финансирование, однако затягивается из-за недостатка ресурсов и бюрократических барьеров. Армянские власти призывают ускорить процесс, так как перебои в железнодорожном сообщении могут привести к массовым эвакуациям и дополнительным социальным и экономическим проблемам.
В рамках диалога обсуждается возможность модернизации всей сети железных дорог, включая автоматизированные системы управления движением и мониторинг состояния путей. Однако для реализации таких проектов требуются значительные инвестиции, которые пока отсутствуют.
Сторонники армянской позиции утверждают, что отсутствие железнодорожных путей к границам Азербайджана и Турции создает потенциальные риски для национальной безопасности, включая блокировки или перемещение войск. Российские эксперты отмечают, что решение проблемы требует комплексного подхода, включая политическое урегулирование конфликта на Кавказе.
Пока армянские власти призывают Россию принять меры по восстановлению инфраструктуры, чтобы минимизировать негативные последствия для экономики и безопасности страны.
