В России предложили привязать цены на бензин к среднему росту зарплат
Минэнерго согласно отказаться от попыток сдерживать розничные цены на бензин и дизель в рамках потребительской инфляции. Предложение привязать цены на АЗС к композитному индексу инфляции ведомство направило на согласование в Минэкономразвития, Минфин, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Российский топливный союз (РТС). Этот шаг сигнализирует о пересмотре подхода к регулированию цен на топливо, признавая, что текущие методы сдерживания не всегда эффективны и могут приводить к дефициту или снижению инвестиций в отрасль.
Что будет учитываться в композитном индексе:
- Динамика минимальной и средней зарплаты. Этот фактор призван отражать покупательную способность населения. Рост зарплат, особенно в низкооплачиваемых категориях, увеличивает спрос на топливо, что, в свою очередь, может влиять на цены. Например, если минимальная заработная плата увеличится, это может привести к росту цен на бензин, чтобы компенсировать рост затрат на труд в отрасли.
- Налоговая и кредитная нагрузка отрасли. Учет налогов (акцизы, НДС) и стоимости кредитов, используемых для финансирования деятельности нефтеперерабатывающих заводов и сетей АЗС, важен для понимания реальных издержек. Высокая налоговая нагрузка или высокие процентные ставки по кредитам вынуждают компании повышать цены на топливо.
- Увеличение тарифов ЖКХ и транспорта. Рост тарифов на коммунальные услуги и транспортные расходы (включая логистику топлива) увеличивает операционные издержки, которые, в конечном итоге, влияют на стоимость бензина для потребителей. Например, повышение тарифов на железнодорожные перевозки, используемые для транспортировки топлива, может привести к росту цен на АЗС.
- Рост стоимости обновления основных средств (модернизация, ремонты, кадровая ротация). Этот пункт учитывает затраты на поддержание и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, а также расходы на обучение и привлечение квалифицированного персонала. Инвестиции в новые технологии и оборудование, необходимые для повышения эффективности и экологичности производства, требуют значительных финансовых вложений, которые также могут отразиться на ценах.
Ретроспективный расчет композитного индекса на 2025 год составил 14%. Средние цены на бензин с начала года выросли на 11,8%, что вписывается в рамки композитного индекса, но уже сильно превышает уровень потребительской инфляции. Это говорит о том, что текущий механизм ценообразования уже позволяет ценам на топливо расти быстрее, чем общая инфляция, что вызывает опасения у потребителей. Например, если потребительская инфляция составляет 6%, а цены на бензин растут на 11,8%, это существенно снижает реальную покупательную способность населения.
Расчет композитного индекса на 2026 год — 5,7%, при том что согласно прогнозу социально-экономического развития потребительская инфляция составит 4%. Это означает, что в следующем году, если предложение будет принято, цены на бензин могут вырасти на 5,7%, что значительно выше, чем планируемый уровень общей инфляции. Это может привести к дополнительной финансовой нагрузке на потребителей, особенно тех, кто зависит от личного транспорта. Например, если инфляция составляет 4%, а рост цен на бензин — 5,7%, это означает, что доля расходов на топливо в бюджете домохозяйств увеличится.
Что это означает для автолюбителей?
- В этом году — ничего. Цены на АЗС и так уже обогнали инфляцию. Фактически, автолюбители уже ощущают последствия роста цен на топливо, даже без изменения механизма регулирования. Это может привести к снижению спроса на бензин, переходу на более экономичные автомобили или изменение маршрутов передвижения в целях экономии.
- В следующем году, если предложение пройдет, розничные цены на бензин получат право подорожать почти в полтора раза сильнее, чем если останется ограничение в рамках потребительской инфляции. Это может привести к значительному увеличению расходов на топливо для автовладельцев, что, в свою очередь, может повлиять на другие сферы экономики, такие как транспорт, логистика и розничная торговля. Например, рост цен на бензин может привести к увеличению стоимости перевозок товаров, что отразится на ценах в магазинах.
Большинство вопросов возникает к параметрам расчета композитного индекса инфляции, подробнее об этом на сайте «РГ»: https://casinobonusfreebest.site/
Подписаться на https://lenta-novosti-rossii.ru/ в 📱| Читать нас в MAX
