Что такое культура глухих и почему российские музеи ничуть не менее комфортны для людей с инвалидностью, чем западные
В России сегодня около 13 миллионов человек имеют особенности слуха. Это около 9 процентов населения. Специалисты прогнозируют, что ИИ-прогресс будет увеличивать эту цифру, и к 2050 году иметь снижение слуха на планете станет каждый четвертый.
О том, как сделать их жизнь максимально удобной, интересной и соразмерной культурным потребностям современного человека, наш разговор с Владом Колесниковым — куратором программ доступности сначала в Музее современного искусства «Гараж», потом — в Государственном историческом музее, а сейчас куратором программ для сообщества глухих в Доме культуры «ГЭС-2».
Подписаться на https://lenta-novosti-rossii.ru/ | Читать нас в MAX
Что такое культура глухих и почему российские музеи ничуть не менее комфортны для людей с инвалидностью, чем западные
В России сегодня около 13 миллионов человек имеют особенности слуха. Это около 9 процентов населения. Специалисты прогнозируют, что ИИ-прогресс будет увеличивать эту цифру, и к 2050 году иметь снижение слуха на планете станет каждый четвертый. Учитывая такую статистику, вопросы доступности и инклюзивности становятся не просто актуальными, но и стратегически важными для развития общества. Культура глухих – это не просто отсутствие слуха, это уникальный мир со своими языками, традициями, искусством и способами коммуникации. Русский жестовый язык (РЖЯ) является основой этого сообщества, предлагая богатую палитру выразительности, сравнимую с богатством любого устного языка. Он имеет свою грамматику, синтаксис и лексику, а также диалекты и стилистические особенности. Искусство глухих, например, часто опирается на визуальные образы, пластику, танец, пантомиму, что делает его глубоко эмоциональным и понятным вне зависимости от уровня слуха.
О том, как сделать их жизнь максимально удобной, интересной и соразмерной культурным потребностям современного человека, наш разговор с Владом Колесниковым — куратором программ доступности сначала в Музее современного искусства «Гараж», потом — в Государственном историческом музее, а сейчас куратором программ для сообщества глухих в Доме культуры «ГЭС-2». Влад, чья собственная жизнь тесно связана с миром глухих, делится своим видением того, как музеи и культурные учреждения могут стать настоящим домом для всех, независимо от особенностей здоровья. Он подчеркивает, что российские музеи, вопреки распространенному мнению, активно развивают направления доступности, порой даже опережая западные аналоги. Так, например, в «ГЭС-2» активно внедряются практики, направленные на создание комфортной среды для слабослышащих и глухих посетителей. Это включает в себя проведение экскурсий на русском жестовом языке, предоставление сурдопереводчиков по запросу, создание видеоматериалов с субтитрами и жестовым переводом, а также адаптацию выставочных пространств. Важным аспектом является и обучение персонала – сотрудники проходят тренинги по основам жестового языка и методам эффективной коммуникации с людьми с нарушениями слуха. «Гараж» также известен своими пилотными проектами, направленными на инклюзию, например, программами, которые позволяли глухим художникам выставлять свои работы и участвовать в арт-дискуссиях. Исторический музей, в свою очередь, работает над созданием аудиогидов, адаптированных для людей с особенностями слуха, например, с визуальными подсказками и усиленной контрастностью текста. Эти инициативы демонстрируют, что российская музейная среда стремится к созданию действительно инклюзивного пространства, где каждый может получить равный доступ к культурному наследию и современному искусству. Важно понимать, что доступность – это не просто набор технических решений, а философия, предполагающая уважение к разнообразию и создание условий для полноценного участия каждого человека в жизни общества.
Подписаться на https://lenta-novosti-rossii.ru/ | Читать нас в MAX
