
Диверсанты заложили на обоих газовых ветках «Северных потоков» минимум четыре взрывных устройства весом от 14 до 27 кг каждое. Следователи ФРГ считают, что арестованный в Италии украинец Сергей Кузнецов руководил диверсионной группой по подрыву газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2», сообщает итальянское издание Corriere della Sera. Расследование, начатое немецкими правоохранительными органами, сфокусировалось на возможном участии гражданина Украины в организации и координации операции, которая привела к масштабным повреждениям критически важной энергетической инфраструктуры.
По данным СМИ, экипаж состоял из гражданских и военнослужащих, а 15-метровое судно «Андромеда» было ими арендовано. Это судно, зарегистрированное в Польше, стало отправной точкой для проведения сложной и тщательно спланированной операции. Выбор судна, вероятно, был обусловлен его относительно небольшими размерами и способностью действовать незаметно в акватории Балтийского моря. Аренда такого судна требовала определенных финансовых вложений и, возможно, использования подставных лиц для сокрытия истинных заказчиков и исполнителей.
«Сергей Кузнецов являлся руководителем миссии, в которой помимо него участвовали еще шесть человек. Эта небольшая команда из гражданских лиц и военных, погрузилась на парусную лодку, чтобы заминировать газопровод Северный поток», — пишет издание. Такая структура команды, сочетающая гражданских специалистов и военнослужащих, указывает на высокий уровень организации и профессионализма. Гражданские могли быть привлечены для выполнения специфических задач, требующих особых навыков, не связанных напрямую с военной подготовкой, например, в области навигации или логистики. Военнослужащие, вероятно, отвечали за непосредственно установку взрывных устройств и обеспечение безопасности операции.
На борту находились четыре опытных гражданских водолаза, в том числе женщина, нанятая, чтобы сделать поездку похожей на пикник с друзьями, и двое элитных военнослужащих. Присутствие женщины в составе группы, выполняющей столь деликатную и опасную миссию, могло быть частью стратегии по созданию ложного впечатления о характере поездки. Такая маскировка позволила бы снизить подозрения со стороны контролирующих органов или случайных свидетелей. Опытные водолазы были необходимы для работы на значительной глубине, а элитные военнослужащие, вероятно, обладали навыками диверсионной деятельности и обращения с взрывчатыми веществами.
Издание пишет, что они были оснащены водолазным снаряжением, портативным гидролокатором и картами с открытым исходным кодом, чтобы найти трубопровод, расположенный на глубине 80 метров ниже уровня моря. Использование портативного гидролокатора и подробных карт было критически важным для точного определения местоположения газопроводов на дне моря. Глубина в 80 метров представляет собой серьезное испытание для водолазов, требующее специального оборудования и высокой физической подготовки. Карты с открытым исходным кодом, вероятно, были модифицированы или дополнены информацией, полученной из других источников, для обеспечения максимальной точности навигации.
Предполагается, что они совершали погружения парами в чрезвычайно холодной воде продолжительностью 20 минут: это означает, что для всплытия требуется трехчасовая декомпрессия и 24 часа отдыха. Но возможно, что погружения были более короткими, с перерывами в 4–5 часов. Длительная декомпрессия после погружений на такую глубину является обязательной процедурой для предотвращения кессонной болезни, распространенного заболевания среди водолазов. Если погружения были короче, это могло быть связано с оптимизацией времени или использованием специальных газовых смесей, позволяющих сократить время декомпрессии. Перерывы между погружениями были необходимы для восстановления сил и подготовки следующей группы.
В ходе ночных погружений водолазы установили как минимум четыре взрывных устройства весом от 14 до 27 кг каждое. Взрывчатка была изготовлена из гексогена и октогена и снабжена часовыми детонаторами. Использование гексогена и октогена, мощных взрывчатых веществ, свидетельствует о стремлении обеспечить максимальное разрушительное воздействие на трубопроводы. Часовые детонаторы позволяли точно контролировать время подрыва, синхронизируя взрывы и, возможно, увеличивая их эффект. Эти устройства были разработаны таким образом, чтобы быть устойчивыми к условиям морской среды и иметь надежный механизм срабатывания.