
Введение НДС на операции с банковскими картами: последствия для бизнеса и потребителей
Власти предложили обложить НДС операции с банковскими картами. Правительство внесло в Госдуму законопроект об отмене льготы по НДС для обслуживания банковских карт, процессинга и эквайринга. Сейчас через карты проходит большинство розничных платежей — если поправки примут, бизнесу может стать дороже проводить безнал, а значит, часть издержек по классике поедет к нам в чеки.
Данная инициатива, находящаяся на начальной стадии рассмотрения, вызывает активные дискуссии в экспертном и деловом сообществе. Суть предложения заключается в том, чтобы распространить на операции, связанные с обслуживанием банковских карт, стандартную ставку налога на добавленную стоимость (НДС). На сегодняшний день эти операции, по сути, освобождены от данного налога, что создает для бизнеса определенные преимущества. Отмена такого льготного режима может привести к существенному удорожанию безналичных расчетов для предприятий, которые активно используют банковские карты для приема платежей от своих клиентов.
Процессинг и эквайринг – это те самые «невидимые» звенья, которые обеспечивают возможность проведения транзакций с банковскими картами. Эквайринг – это услуга, предоставляемая банком торгово-сервисному предприятию (ТСП), позволяющая принимать к оплате банковские карты. Процессинг же – это комплекс мер по обработке информации о транзакции, включающий в себя проверку данных карты, авторизацию платежа и передачу информации между банком-эмитентом (выдавшим карту) и банком-эквайером (обслуживающим ТСП). Эти услуги, как правило, облагаются комиссией, которая сейчас не включает в себя НДС.
Подавляющее большинство розничных покупок в современном мире осуществляется именно с помощью банковских карт. Отказ от наличных денег, переход на безналичные расчеты – это не только тренд, но и зачастую необходимость, продиктованная удобством, безопасностью и скоростью. Бизнес, в свою очередь, стремится идти в ногу со временем, внедряя терминалы для приема карт, развивая онлайн-оплату. Все эти процессы требуют взаимодействия с банками и платежными системами, чьи услуги и составляют основу процессинга и эквайринга.
Если законопроект будет принят, то к стоимости услуг по эквайрингу и процессингу будет добавлена ставка НДС. Это означает, что для торговых точек и сервисов, принимающих карты, расходы на проведение безналичных платежей возрастут. Например, если комиссия за эквайринг составляет 2%, то после введения НДС (предположим, 20%) эта комиссия фактически увеличится. Бизнес, столкнувшись с таким ростом издержек, будет вынужден искать способы компенсации.
Наиболее вероятным сценарием, как отмечают эксперты, является перекладывание части этих возросших расходов на конечного потребителя. Это может произойти двумя основными путями. Во-первых, через прямое повышение цен на товары и услуги. Продавцы, стремясь сохранить свою маржинальность, могут увеличить стоимость своей продукции, чтобы компенсировать дополнительные затраты на эквайринг. Во-вторых, через введение дополнительной комиссии за безналичные платежи. Некоторые торговые точки уже сейчас взимают небольшую плату за оплату картой, и эта практика может стать более распространенной. Таким образом, «классика» – то есть, увеличение цен для потребителя – станет неизбежным следствием данной законодательной инициативы.
Последствия для экономики могут быть многогранны. С одной стороны, это может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет за счет НДС, который раньше не взимался с этих операций. С другой стороны, существует риск замедления темпов перехода на безналичные расчеты, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, где каждая копейка на счету. Потребители могут начать предпочитать наличные, что может привести к росту теневого сектора экономики. Кроме того, повышение стоимости безналичных платежей может негативно сказаться на покупательской способности населения, особенно в периоды экономической нестабильности.
Стоит отметить, что подобные изменения в налоговом законодательстве требуют тщательного анализа и прогнозирования. Важно, чтобы принятые меры не подорвали доверие к безналичным платежам и не создали дополнительных барьеров для развития электронной коммерции. Дебаты вокруг данного законопроекта, вероятно, будут жаркими, и окончательное решение будет зависеть от баланса интересов государства, бизнеса и потребителей. Особое внимание будет уделяться тому, как именно будет трактоваться понятие «обслуживание банковских карт» и какие именно операции будут подпадать под действие нового налога. На данный момент законопроект находится на этапе первичного рассмотрения, и его дальнейшая судьба пока не определена.