ОКОЛО 12 ЧАСОВ ОТДАВАТЬ УЧЁБЕ — МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО?
Министерство просвещения считает, что школьники, независимо от класса, не должны тратить на выполнение домашнего задания более 3,5 часов. И это, казалось бы, здравая мысль, призванная хоть как-то облегчить жизнь нашим детям. Но давайте посмотрим на картину в целом, без розовых очков.
В таком случае распорядок дня старшеклассника может выглядеть примерно так:
- 8.00-14.00 — учёба в школе;
- 14.00-16.00 — дорога домой и короткий отдых;
- 16.00-19.30 — выполнение домашней работы.
Исходя из этого получается, что фактически ученик совокупно с небольшим отдыхом и с учётом дороги до школы и обратно около 12 часов должен отдавать себя учёбе. Двенадцать часов! Это же почти полный рабочий день взрослого человека, а то и больше. И всё это время – напряжение, концентрация, необходимость усваивать новый материал, запоминать, анализировать. А ведь это ещё не вся картина.
А где время на дополнительные занятия, секции, общение со сверстниками и семьёй?! Мы же хотим вырастить не роботов, а гармонично развитых личностей, верно? Чтобы ребёнок мог заниматься музыкой, спортом, рисованием, просто погулять с друзьями, поиграть в футбол, а не только зубрить параграфы. Чтобы он мог поговорить с родителями, помочь по дому, да просто отдохнуть и набраться сил.
При такой нагрузке его просто нет. Время утекает сквозь пальцы, как песок. Ребёнок приходит домой, измученный, и садится за уроки. А когда он успеет перевести дух? Когда он сможет заняться тем, что ему действительно интересно, что может стать его призванием?
Это негативно сказывается на развитии и здоровье ребёнка, его социализации. Постоянный стресс, недосып, отсутствие времени на физическую активность – всё это может привести к проблемам со здоровьем, как физическим, так и психическим. Ребёнок становится раздражительным, теряет интерес к жизни, замыкается в себе. А ведь общение со сверстниками – это важнейший этап формирования личности, умения находить общий язык с разными людьми, решать конфликты.
А также приводит к формальному выполнению домашнего задания. Когда задача – просто «отделаться» от уроков, чтобы хоть как-то урвать минутку для себя, качество выполнения, конечно, страдает. Ребёнок может списывать, искать готовые решения в интернете, лишь бы побыстрее закончить.
Особенно с учётом современных технологий — для этого много возможностей. Да, интернет – это кладезь информации, но и искушений там тоже хватает. Легко отвлечься на игры, социальные сети, видео. И если у ребёнка нет времени на нормальный отдых и хобби, он ищет утешение и развлечение именно там, что ещё больше усугубляет проблему.
Причём предварительный анализ, проведённый Комитетом Государственной Думы по просвещению, показал, что разработанные в 2025 году Министерством рекомендации к вариантам расписания уроков не являются обязательными. Это значит, что школы могут продолжать выстраивать учебный процесс так, как им удобно, не особо заботясь о реальной нагрузке на учеников.
Иными словами, 3,5 часа — это не максимум. Может быть больше. И часто бывает больше. Никто не заставляет школы следовать этим рекомендациям. Это просто «бумага», на которой написано, как «должно быть», но на деле всё иначе.
Проблемы остаются. И проблемы эти весьма серьёзные, касающиеся будущего наших детей.
А значит, правильно будет в ближайшее время вернуться к рассмотрению вопроса чрезмерной нагрузки на школьников. Нужно искать реальные, а не декларативные решения. Возможно, стоит пересмотреть учебные программы, оптимизировать методики преподавания, увеличить время на перемены и отдых. Важно, чтобы учёба была не в тягость, а в радость, чтобы она развивала, а не истощала.
А как вы считаете? Действительно ли 12 часов в день, посвященных учёбе, – это норма? Или пора что-то менять?
Подписывайтесь на мой канал в МАХ!