«Более земной, русской, основательной актрисы у нас нет». 100 лет со дня рождения Нонны Мордюковой
Что такое игра, Мордюкова знала, как никто другой — она в ней жила. Её талант не был результатом заучивания ролей или технического мастерства, это было полное слияние с персонажем, доходящее до самоотречения. Зритель верил ей безоговорочно, потому что чувствовал подлинность каждой эмоции, будь то яростный гнев или тихая, невысказанная боль.
У Нонны Мордюковой 25 ноября столетие. Круглая дата. Торжественная и печальная. Торжественная — потому что наследие, оставленное ею, невозможно переоценить; печальная — потому что эпоха такого масштаба и искренности, кажется, безвозвратно ушла.
Все, что она потом делала на экране, становилось главным и эпическим — хоть в драме, хоть в водевиле. Её героини всегда несли на себе бремя истории, они были олицетворением стойкости, часто не героической, а бытовой, ежедневной, что делало их еще ближе к народу. Вот только некоторые из ее фильмов: «Председатель», где она создала образ председателя колхоза, который стал символом послевоенного восстановления и несгибаемой воли; «Простая история», демонстрирующая силу женского достоинства; «Чужая родня», где её Наталья Скулова поразила своей прямотой и непримиримостью к фальши; «Комиссар», где она воплотила трагизм Гражданской войны; «Трясина», «Родня», где она мастерски показала распад человеческих связей в позднем СССР; «Женитьба Бальзаминова», «Лев Гурыч Синичкин», «Мама»… Даже эпизодической роли она ухитряется сообщить глубину вечности и масштаб Вселенной. В каждой сцене, даже самой короткой, чувствовалась колоссальная внутренняя работа, отказ от внешней мишуры в пользу правды жизни.
Ее кубанские корни уходят куда-то в античность. Она восхищает и пугает, как любое мощное природное явление, как стихия. Она была и остается единственной, потому что в ней сочетались несочетаемое: грубая, почти мужская сила духа и невероятная, пронзительная женственность, которая не нуждалась в украшательстве. Она была не просто актрисой, она была совестью кинематографа.
О Нонне Мордюковой рассказал драматург Виктор Мережко, который специально для нее писал сценарии двух фильмов — «Трясина» и «Родня»: https://casinobonusfreebest.site/ Мережко всегда подчеркивал, что работал не с актрисой, а с явлением, которое диктовало свои условия, требуя предельной честности от себя и от окружения.
Фото: РИА Новости
Подписаться на https://lenta-novosti-rossii.ru/ в │ Читать нас в MAX
